пятница, 11 ноября 2016 г.

Время кастрантов и кастратов


Дедушка Зигги ввел термин "кастрирующая женщина". Чтобы сказать о тех, кто зафиксировался на фаллической стадии психосексуального развития, а значит "повернулся" на теме власти, побед, влияния.  Ох, уж старый сексист! Ну и почему только женщины?! Нет, конечно, не будем спорить с мастером, из уст симпатичной, нежной и трепетной девушки деструктивная критика звучит особенно деструктивно, особенно для мужчины, но тот же нож может оказаться и в руках другого служителя нарциссического культа, пусть у него у самого и есть яички.



Так что мужчина ли, женщина ли, не важно - кастрантом, то есть субъектом осуществляющим "кастрацию" может быть любой. Кастратом хочется быть далеко не каждому.

Кастрант в этом психологическом смысле - тот, кто получает удовольствие, отнимая желание у другого. Почти Лакановская формула экспроприации желания. И именно так я хочу о нем говорить. Я не буду говорить о материальном застывшем вечно эрегированном каменном Фрейдовом фаллосе, который утверждает процедуру и традицию фаллометрии: у меня больше, читай "длинее" денег, у меня больше (вновь длиннее) машина, у меня больше телефон, власть, дом, квартира, да я сам больше и выше тебя, мое Я лучше!



Я хочу говорить о живом, функционирующем и пульсирующем фаллосе, эротогенном фаллосе желания.

Любой организм (читай, живой человек) способен возбуждаться, вдохновляться, распрямляясь и устремляясь в сторону обещанного объекта наслаждения. Заметьте: не в сторону любого, абы какого, объекта, а именно в сторону объекта, который обещает удовольствие. Особенная изощренность кастранта, та черта, что и делает его кастрантом - он обещает наслаждение, чтобы затем отнять его, забрать себе самому, правда без надежды пережить, просто забрать, спрятать и схоронить. Да, Марксова логика экспроприации богатства и Лаканова логика экспроприации желания действительно в чем-то схожи. Ведь и богач, получивший свое богатство незаконным путем, не сможет его использовать... пусть в идеале, пусть в цивилизованной стране.

Итак, натереотиризовано много... Давайте возьмем примерчик.

"Я поддержу тебя дочка в любом твоем решении", - говорит мама. "Тогда я хочу быть художником" - мечтательно говорит дочь. И в ее голове взрываются фейерверки красок, а запах масла уже щекочет ноздри и руки грациозно помахивают воображаемыми кистями. Полная, безоговорочная, тотальная эрекция воображаемого. "Как художником? - вскрикивает мать. - Каким еще нафиг художником? В стране голод. В стране война. В стране нет денег. Ты должна стать инженером/экономистом/юристом! Как баба Люда/Соня/Маша!". Вот так, одним четким, отточенным движением руки, с зажатым в ней серпом, мама кастрирует свою дочь. Отсекание эрегированного фаллоса. Извращенно, гадко и бессмысленно. Именно это и происходит каждый день.



Все эти эксплуататоры-начальники прошлого, настоящего и будущего, обещающие, зовущие, предлагающие настоящим мастерам что-то. Буквально выжимающие из них желание, если те пытаются ввязываться в этот акт осторожно, предохраняясь и приостанавливаясь. И только тогда, когда человек размечтается, раскроет рот, скажет свое веское "да"... Вот там ему и скажут: "Вы что? Хотели работать неполный рабочий день? И делать любимую работу? И получать деньги? И я вам обещал, конечно... Ну вокруг так много подонков... Поэтому, будьте добры, работать придется 8 дней в неделю, большую часть времени вам нужно заполнять вот эти бумаги, вашу зарплату мы уменьшим вдвое, просто денег нет. Ну как-то вот так".

Кастранты! Они точат свои ножи, они зовут каждого из нас к себе, они улыбаются, они теряют осторожность, и в их глазах можно увидеть жалость, а еще страх - страх разоблачения, когда все заметят отсутствие величия, отсутствие ума, отсутствие ЖЕЛАНИЯ, вдохновения, энергии.

Настоящий кастрант хорошо предлагает, хорошо объясняет, хорошо наставляет, хорошо критикует и, конечно же, хорошо руководит. Кастрант только не может создать - ребенок, творение, продукт у него не получаются.

Как не зарезать чужое вдохновение на корню? Как не отобрать чье-то желание и тем самым не обобрать себя? Вот те вопросы, которые следовало бы задавать себе сегодня и, которые я стараюсь задавать себе всякий раз, оказываясь рядом с чьим-то неприкрытым желанием, которое ищет возможности и обещает превратиться во что-то новое. Ведь именно этот ЭРОС жизни и может, и должен быть основанием для развития каждого человека и общества в целом. Хорошо написал об этом Ролло Мэй в труде "Любовь и воля". Как только на смену ЭРОСУ приходит техника, рутина, однообразность разряжаемого либидо (у Кинчева "плевки полюций заменили любовь"), так цивилизация и умирает. У Мэя: греки проигрывают римлянам, римляне варварам... Кастрант всегда проигрывает, в долгосрочной перспективе, конечно. Кастрация проигрывает творчеству, смерть все еще проигрывает жизни.

Почему эти вопросы так важны для меня?

Мне вспоминается мой отец. Хороший пример ранней встречи с кастрантом и знакомства с процедурой символической кастрации.

Мы были в гостях, мне не хотелось уходить оттуда, потому что у этих добрых людей была совершенно незаменимая вещь - орехоколка с головой дракона. Мой отец сказал мне, что мы можем спокойно идти, потому что дома есть такая же точно. Но, как вы понимаете, никакой орехоколки дома не было. Сейчас я пишу об этом с защитной иронией, осознавая свой возраст, опыт, и неся прочую защитную ахинею. В тот момент, мой мир рухнул, мое желание было срезано, моя вера потеряла смысл... Это удивительное, непереносимое переживание лишения желания, переживание кастрации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий