вторник, 19 июля 2016 г.

Мамины (папины) доченьки и плохие парни: история о сломанном выборе

Ей 18. Она мила, хотя и утверждает, что имеет неприглядную внешность. Хвалит психотерапевта, он чувствует свою нужность. А еще легкое беспокойство, когда она выкидывает что-то этакое, как, например, сейчас. Это беспокойство может означать только одно – подрос контрперенос…


 – Играя в видеоигру, я познакомилась с одним парнем. Он из другого города. Честно говоря, отвратительный тип, но я, скорее всего, к нему поеду в гости. Ах да, он старый, вообще-то.
– Старый?
– Ну, может 25 ему. – То ли съерничала, то ли абсолютно серьезно заявила она. 
– Не могу понять, как это… Вы едва знакомы, ты называешь его отвратительным… И ты готова к нему поехать, в другой город? – выразил свое контрпереносное отцовское беспокойство терапевт.
– Ну, он пока не позвал. Но! Стоит только ему позвать, и я поеду.


Помимо контрпереносного беспокойства у психотерапевта появилось кое-что еще интересное. На профессиональном жаргоне это самое называют пафосно – гипотезой. Сам терапевт переживал ощущение появления какого-то смутного мнения относительно структуры невроза клиента.

– Скажи, пожалуйста, кто выбирает, что ты будешь есть?
– Мама.
– Кто выбирает, что ты будешь надевать?
– Мама.
– Кто выбрал, где ты будешь учиться?
– Папа.

Мама! Мама! Мама! Ой, мамочки. Ну и папочки. Да, дорогие мамочки, папочки, если вы еще не поняли, здесь я обращаюсь к вам. Уверен, что вы хотите для своих доченек самого лучшего: лучших платьишек, лучших друзей, здоровой пищи, и, конечно, хороших парней.  Вот только иногда, а может и не так уж редко, вы перегибаете со своими выборами, отнимая у ребенка чудную способность – предпочитать и отвергать.


А потом, вот она кара! на ваши просветленные гипнопедией (психомодернистская отсылка к Хаксли «О дивный, новый мир») головы – оказывается, манить пальчиками, так чтобы ваша девочка побежала, можете не только вы, но и кто-то другой. Послушный ребенок послушно кивает и бежит навстречу тому самому слегка отвратительному, староватому (уж простите меня, одногодки), но достаточно самоуверенному типу. Если уж кого-то научили подчиняться (да, кто?! родная мать!), то этот навык сложно разусвоить.  



Здесь любители последовательных философий должны упрекнуть меня. Мол, девочка выбирает плохого парня наверняка вопреки маме (папе, как вариант), а не потому, что та блокировала ее самостоятельную способность выбирать. Как раз, потому и «вопреки», что хочет хоть где-то эту способность продемонстрировать! Здесь личность подобна пружине: сильно сдавишь, сильно выстрелит.

А потому, простой педагогический вывод – давайте детям выбирать. И они, может быть, даже выберут вас! Не лишайте их способности самоуправляться, иначе ими сможете управлять не только вы.


Это еще не конец! Вспомнилась мамаша, которой моя коллега, объясняя невозможность просто "исправить" ребенка (как сломанную вещь), случайно сказала о гипнозе. Что-то вроде: «Пробуйте вести себя с ребенком по-другому, чтобы получить другой результат. Поймите, ребенка нельзя просто переделать. Это же не гипноз». Мамаша воскликнула: «Гипноз! А вы такое делаете?». Коллега была мудрой… А потому преодолела временный (но довольно глубокий) ступор и сказала: «Понимаете, даже если гипноз и поможет, и у вас появятся ключики для управления психикой ребенка (что сомнительно – А.З.), однажды эти ключики могут оказаться не только в ваших руках». Вот и вопрос – оно вам таки надо?

Простите, если кого обидел… Был в сердцах… Понятно, что возиться с человеческим достоинством, с личностью довольно проблематично. Но мы ж ради детей… Ради них… А вообще и ради себя, если быть честным, ради своего удовольствия… Потому что возиться с человеческим достоинством, с личностью, пусть трижды проблематично, – лучшее, что может быть в жизни! 

2 комментария:

  1. Хорошая статья. А не приводит ли такое "послушание" со стороны ребенка в последствии к обвинениям с его стороны своих родителей? Например, фразы "вы же сами этого хотели", "это же вы выбрали для меня"?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Приводит, конечно. Это вообще много к чему приводит, например, к потере познавательного интереса. Вспоминается один парень (7 лет) с гиперопекающей мамой, которому в этом мире вообще ничто и никто не был интересен. На прогулку его выталкивала вся семья.
      Да и понятно, что человек, который не выбирает, и не несет ответственности за выбор, - всегда жертва ужасных обстоятельств. А обстоятельства найдутся... То есть обвиняются не только родители, но любой подвернувшийся...

      Удалить